Церковные святыни в музеях России

Церковные святыни в музеях России

Церковные святыни в музеях России

Процесс возвращения церковных святынь начался в 90-е годы ХХ века, когда Русской Церкви было возвращено множество храмов, монастырей и движимого имущества. В 1996 году был принят Закон "О музейном фонде и музеях в РФ", по которому, в частности, все иконы, находящиеся в государственных хранилищах как часть музейного фонда РФ, не подлежат отчуждению. То есть все, что находится в музеях, не может быть передано Церкви. А там, как известно, находятся выдающиеся святыни Русской православной Церкви: Владимирская и Донская иконы Божией Матери в Третьяковской галерее, в Ярославском художественном музее находилась Толгская икона Божией Матери, которая раз в год по разрешению светских властей и по запросу Церкви привозилась в Толгский монастырь на богослужения, посвященные этой иконе, а затем увозилась обратно. Был составлен договор между монастырем и музеем об ответственности за временное хранение. В нем прописывались и некоторые ограничения - например, не выносить икону в крестный ход во время дождя. В 2003 году ярославский музей вернул Русской Православной церкви Толгскую Икону Божией матери. В Великом Новгороде уже в начале 1990-х годов, благодаря согласию местных властей и инициативе архиепископа Новгородского Льва, Церкви были возвращены мощи святителя Никиты Новгородского, а Софийский собор передан в совместное пользование Церкви и местного музея. Церкви также передана в пользование древнейшая святыня Великого Новгорода - икона Знамения Божией Матери. Она выставлена перед главным иконостасом Софийского собора в специальном киоте, защищающем ее от неблагоприятного температурного воздействия и от возможных актов вандализма. Тем самым она открыта для поклонения и в то же время выставлена как музейный экспонат.

В 1990 году Правительством России был принят закон "О свободе вероисповедания", в соответствии с которым Московской Патриархии в пользование были переданы соборы России, являющихся памятниками культуры. Так, Успенский собор во Владимире, Софийский в Новгороде, Соловецкий монастырь открыты как музеи и действующие храмы. Однако при этом государство оставляет памятники на своем балансе, продолжая финансировать содержание музейных служб и ремонтно-реставрационные работы. Церковь же вправе бессрочно (до 100 лет) и безвозмездно использовать для богослужений помещения, предметы церковной утвари, иконы, неся ответственность за их сохранность и доплачивая персоналу музея.

15 ноября 1992 года министр культуры и Патриарх Московский и Всея Руси впервые подписали соглашение о совместном использовании отдельных храмов столичного Кремля. Московский Кремль спокойно совмещает музеи и Богослужения в Успенском соборе (хотя служба там проходит чрезвычайно редко).

В 2000 году в Государственной Третьяковской галерее открылся для посещений широкой публики храм Святителя Николая в Толмачах, являющийся, по соглашению с Патриархией, домовой церковью при галерее - со своей общиной и священником, отцом Николаем Соколовым. До этого, как известно, между Третьяковской галереей и Русской Православной церковью тянулась казавшаяся неразрешимой тяжба за обладание Владимирской иконой Божией Матери. Ее, по настоянию патриархии, несколько раз выносили из музея на богослужения. Однако после каждого из таких случаев древнюю святыню приходилось отдавать на реставрацию. Но компромисс был найден - музей восстановил на своей территории церковь и создал специальный церковный отдел, в штат которого входят священник и хор, выступающий на многих музейных вернисажах. Для иконы были созданы специальные условия: в церкви Николы в Толмачах музейный климат и музейная сигнализация. В качестве главного средства защиты на московском заводе "Полиметалл" был изготовлен особый киот из бронированного стекла, под которым сейчас и находится икона. Здесь регулярно проходят Богослужения, в музейных условиях хранится и выставляется Троица Андрея Рублёва. Храм стал полноправным структурным подразделением музея. Ежедневно после окончания богослужения сюда можно прийти как в музей, чтобы ознакомиться с бережно воссозданным интерьером - стенными росписями, великолепным пятиярусным иконостасом, полностью укомплектованным иконами XVII века из фондов галереи, собранием икон XVII-XIX вв. Необычный статус храма-музея подчеркивается наличием двух систем освещения: для богослужения - паникадила, для музея - направленный свет.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Церковные святыни в музеях России" в других словарях:

  • ЗВЕРИН В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — (Новгородской и Старорусской епархии), в г. Вел. Новгороде. Название обители происходит от микротопонима Зверинец, по одной из версий обозначавшего лес, в к ром охотились новгородские князья. Время основания неизвестно, исследователи датировали… …   Православная энциклопедия

  • АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ — раздел археологии, изучающий древности раннехрист. общин и гос в, преимущественно позднеантичной и раннесредневек. эпох. А. х., исследующая раннюю историю христ. Церкви, предоставляет материалы для общей церковной археологии. Зародилась как одна… …   Православная энциклопедия

  • ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии. С 1924 г. Свердловская и Ирбитская, в 1943 1947 гг. Свердловская и Челябинская, в 1947 1958 гг. Свердловская и… …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ВОИН — Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII 1 я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва) Мч. Иоанн Воин. Икона. Кон. XVII 1 я пол. XVIII в. (ц. св. Иоанна Предтечи на Пресне, Москва)[греч. ᾿Ιωάννης ὁ στρατιώτης] (IV в.), мч. (пам. 30 июля).… …   Православная энциклопедия

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III — Народные обычаи, связанные с церковным календарем Мн. груз. сказания и обычаи были зафиксированы лишь в XIX XX вв. Трудно определить время возникновения. В наст. время большая часть обычаев, не связанных с церковной традицией, не сохранилась.… …   Православная энциклопедия

  • БОЛГАРИЯ — (Республика Болгария; болг. Република България), гос во на Балканском п ове. Территория: 110994 кв. км. Столица: София (1310 тыс. чел. 2002). Крупнейшие города: Варна, Пловдив, Бургас, Стара Загора, Плевен, Шумен, Русе. Гос. язык: болгарский.… …   Православная энциклопедия

  • ЗВОН — термин, имеющий в церковном словоупотреблении неск. значений: 1) набор церковных колоколов, расположенный на колоколонесущем сооружении (колокольне, звоннице или храме «под колоколы»); 2) пространство между столбами звонницы, в котором помещаются …   Православная энциклопедия

  • АРМЕНИЯ — [Республика Армения; арм. (?)այյաստաճ Айастан], гос во в Закавказье. Территория: ок. 29800 кв. км. Столица: Ереван (1,25 млн. чел., 1998). Крупнейшие города: Гюмри, Ванадзор. Гос. язык: армянский. География. Граничит на западе с Турцией, на… …   Православная энциклопедия

  • Лопухины — Описание герба: Выдержка из Общего гербовника В щи …   Википедия

  • ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ — последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском ( ) и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»